Мифы и вопросы о ФГИС ЕГРН
Масштабный переход регионов РФ на новую учетную систему ФГИС ЕГРН, начавшийся
еще в далеком 2017 году, завершен. Сегодня к ней подключились последние два
субъекта – Республика Крым и г.Севастополь. Это значит, что с 14 октября все
регионы без исключения будут работать в новых условиях.
В связи с этим мы решили ответить на самые частые вопросы и развеять мифы,
сложившиеся вокруг перехода на ФГИС ЕГРН.
Начнем с мифа о том, что электронная отправка после перехода не работает. Такое
утверждение можно часто услышать в качестве примера существенных минусов новой
системы. Отчасти это так, но только отчасти. Разберемся подробнее. На сайте
Росреестра действительно нельзя подать заявление на единую процедуру
кадастрового учета и регистрации прав, что и послужило сложившемуся убеждению о
неработоспособности электронных сервисов для отправки.
Но подать заявление можно не только через официальный сайт Росреестра.
Существуют и другие способы электронного обмена с Росреестром, одним из которых
является взаимодействие через web-сервисы с помощью подключенного к ним
программного обеспечения, например «ТехноКад-Экспресс». Все заявки, направленные
в электронном виде через программу «ТехноКад-Экспресс», успешно доставляются до
учетной системы, на них предоставляются ответы.
Поэтому утверждение, что электронная отправка после перехода на ФГИС ЕГРН не
работает, является ошибочным. Более того, расширены возможности в части подачи
различных видов заявлений: на прекращение, приостановление и возобновление
регистрационных действий.
Еще одно распространенное заблуждение связано с тем, что после перехода на ФГИС
ЕГРН стало невозможно подать дополнительные документы от имени кадастрового
инженера. Связано оно в первую очередь с тем, что для отправки во ФГИС ЕГРН
применяется новая версия xml-схемы заявления, которая предусматривает
обязательное указание в качестве заявителя правообладателя. Несмотря на то, что
законодательно не установлен перечень лиц, имеющих право подавать дополнительные
документы, в большинстве регионов используется порядок, по которому
дополнительные документы должны быть подписаны лицом, направившим основное
заявление, т.е. собственником. Однако в отдельных регионах кадастровые инженеры
продолжали направлять дополнительные документы через программу от своего имени,
выбрав пункт «Свое заявление».
После перехода на новую xml-схему заявления
сохранилась возможность отправить дополнительные документы от имени кадастрового
инженера, в случае если в регионе установилась соответствующая практика. Для
этого достаточно указать в качестве правообладателя ФИО кадастрового инженера. В
случае, если в вашем регионе дополнительные документы от имени кадастрового
инженера не принимают, то в заявлении должны быть указаны данные собственника, а
само заявление – подписано его ЭП. Если у собственника нет ЭП, то кадастровый
инженер может стать представителем удостоверяющего центра и зарегистрировать
заказчика в нем. Выполнять подписание заявления заказчик может без посещения
офиса кадастрового инженера с помощью сервиса удаленной подписи. Подробнее о
взаимодействии с заказчиком и Росреестром без МФЦ можно узнать, посмотрев
короткий видеоролик.